ЭТАПЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ В Г.МОСКВЕ
 Новости
Процедуры проведения туров регионального этапа по пяти предметам
Об участии школьников в региональном этапе
Списки приглашенных на региональный этап
Проект приказа о проведении регионального этапа в городе Москве
Предварительные списки победителей и призеров муниципального этапа
Контакты

При обращении на указанные адреса следует указывать следующие данные: ФИО (полностью), школу, класс, предмет, этап и суть обращения. Сотрудникам школ также необходимо указать свою должность.

Контактный адрес городского оргкомитета vos@olimpiada.ru

Ответственный секретарь городского оргкомитета
Петровская Наталья Вячеславовна
np@mosolymp.ru

Контакты координаторов первого и второго этапов в межрайонных советах директоров.

Контакты городских предметно-методических комиссий.

По поручению Департамента образования и науки координацию организационной работы осуществляет ГАОУ ДПО Центр педагогического мастерства.

Научный руководитель ГАОУ ДПО ЦПМ
Иван Валериевич Ященко

iv@mosolymp.ru

Полезные документы

Порядок проведения ВсОШ (приказ Минпросвещения России № 678 от 27.11.2020)
О внесении изменений в Порядок проведения ВсОШ (приказ Минпросвещения России № 528 от 05.08.2024)
О внесении изменений в Порядок проведения ВсОШ (приказ Минпросвещения России № 55 от 26.01.2023)
О внесении изменений в Порядок проведения ВсОШ (приказ Минпросвещения России № 73 от 14.02.2022)
О внесении изменений в Порядок проведения ВсОШ (приказ Минпросвещения России № 565 от 16.08.2021)
Проект приказа «О проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в городе Москве в 2024/2025 учебном году»
Сроки и места проведения заключительного этапа ВсОШ в 2024/25 учебном году (приказ Минпросвещения России № 820 от 26.11.2024)
Результаты школьного этапа ВсОШ в Москве в 2024/25 учебном году (приказ ДОНМ № 01-12-1117/24 от 13.11.2024)
Порядок проведения муниципального этапа ВсОШ в Москве в 2024/25 учебном году (приказ ДОНМ № 01-12-992/24 от 08.10.2024)
Сроки проведения регионального этапа ВсОШ (приказ Минпросвещения № 759 от 31.10.2024)
Количество баллов для участников муниципального этапа по первой группе предметов (приказ ДОНМ № 01-12-1039/24 от 22.10.2024)
Количество баллов для участников муниципального этапа по второй группе предметов (приказ ДОНМ № 01-12-1071/24 от 05.11.2024)
Количество баллов для участников муниципального этапа по третьей группе предметов (приказ ДОНМ № 01-12-1127/24 от 15.11.2024)
Количество баллов для участников муниципального этапа по четвертой группе предметов (приказ ДОНМ № 01-12-1152/24 от 20.11.2024)
Порядок проведения школьного этапа ВсОШ в Москве в 2024/25 учебном году (приказ ДОНМ № 01-12-850/24 от 29.08.2024)
Положение об этапах ВсОШ в городе Москве (приказ ДОНМ № 138 от 22.02.2023)

Все документы
Новости | Главная

05.04.2014 Казань встречает юных Менделеевых со всей России Источник: Анна Титова

С 4 по 10 апреля в Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по химии. Столицу на соревновании представляет 41 школьник: 5 девятиклассников, 16 десятиклассников и 20 одиннадцатиклассников. Следите за ходом соревнования вместе с нами.

9 апреля. Экскурсии в режиме нон-стоп

8 апреля. Противостояние: наука vs. чудо

7 апреля.  Химия под контролем военных

6 апреля. Химия под звуки оркестра

5 апреля. Первый шаг на пути к победе

4 апреля. Казань встречает юных Менделеевых со всей России


9 апреля. Экскурсии в режиме нон-стоп

Второй день экскурсий. В программе: автобусная экскурсия по городу с посещением Казанского Кремля.

Утром москвичей встречает всё та же Флора-ханум. Садимся в автобус, проезжаем по нескольким улицам города. На этом обзор заканчивается. Нас везут в Кремль. Следующие два часа бродим по Кремлю и его окрестностям, заходим в церкви и мечеть Кул Шариф. Всё очень интересно и красиво. Но от такого количества фресок, витражей, росписей, лепнины, мозаики кружится голова: слишком большой поток информации. Через три часа с трудом воспринимая реальность возвращаемся домой.

После обеда москвичи отправились гулять по главной пешеходной улице Казани – улице Баумана. Зашли в Петропавловский собор – церковь XVIII века в стиле русского барокко с 25-метровым 7-ярусным иконостасом. Ребята поражены его красотой и величием. По их мнению, вместо всех экскурсий достаточно было приехать только сюда.

На вечер организаторы запланировали физкультурно-развлекательную программу, но по просьбе руководителей делегаций заменили её на посещение музея казанской химической школы.

Это именно то, чего ждали юные химики: лаборатория XIX века, Бутлеровская аудитория, библиотека, химические препараты и лабораторное оборудование XIX-XX веков, а также кабинет самого великого А. М. Бутлерова – настоящая сокровищница для школьников, увлеченных химией. Ребят буквально силой пришлось уводить из музея, так им понравилась экскурсия. Но своей очереди уже ждала следующая группа.

Вечерняя программа не баловала разнообразием, поэтому плановый просмотр кинофильма москвичи заменили партией в теннис и настольными играми.

8 апреля. Противостояние: наука vs. чудо

Пятый день олимпиады. Все соревнования уже позади. Пока жюри подсчитывает баллы, участники могут немного расслабиться и отдохнуть. Впереди два дня, посвященные осмотру местных достопримечательностей.

Утром у автобуса москвичей приветствует колоритная дама в голубом тюрбане и голубых же очках – экскурсовод Флора-ханум (в Татарстане ханум – это уважительное обращение к замужней женщине). Пока еще сонные ребята рассаживаются по местам, она рассказывает о том, как проходила казанская Универсиада. Наконец все в сборе и можно отправляться на экскурсию в Раифский заповедник, в котором находится Раифский Богородицкий мужской монастырь. По дороге Флора рассказывает нам о значении голубого цвета у мусульман и значении имен.

Через сорок минут, среди высоких сосен и берез вырастают белоснежные постройки монастыря. Залитые солнечным светом в небе пылают золоченые купола.

Внутреннее убранство церквей поражает великолепием и роскошью: стены и потолки, расписанные фресками с библейскими сюжетами, блестящие оклады икон и огромный, упирающийся в своды потолка, иконостас.

У источника экскурсовод рассказывает о чудотворной силе святой воды. Но химики привыкли объяснять всё с научной точки зрения. После небольшого спора сходятся на том, что вопрос еще недостаточно изучен.

Хотя участники олимпиады – старшеклассники – все-таки они еще дети: увидев качели бегут наперегонки, чтобы хоть немного покачаться. Также на территории монастыря живет очень много кошек. Ребята их ловят, гладят и фотографируют.

После обеда запланирована экскурсия в Музей Универсиады, где собраны сувениры разных лет и образцы спортивной формы. Но москвичи отправляются отдыхать, некоторые идут на прогулку в город.

Вечером команду собирают психологи. Обсуждают с ребятами прошедшие туры, просят каждого сделать вывод по результатам выступления на олимпиаде. К московской команде присоединяются участники из Пензы. Рассказывают о том, как проходит подготовка у них в городе. По сравнению с ними столичным школьникам повезло – возможностей у них гораздо больше. После занятия кто-то остается поиграть в теннис, но большинство ребят расходится по комнатам – все-таки за три дня соревнований все очень устали.

7 апреля.  Химия под контролем военных

Сегодня подъем был раньше обычного. У ребят последний день соревнований и один из самых сложных туров – экспериментальный, который проводится в лабораториях КНИТУ (КХТИ). У руководителей команд своя программа: лекция, посвященная системе работы с одарёнными детьми.

Участников распределили по лабораториям и провели инструктаж по технике безопасности: реактивы не вдыхать, не допускать попадания в глаза и на кожу рук, работать можно только в специальных халатах.

Затем рассказали о том, какие их ждут задания. Например, одиннадцатиклассники работали в лаборатории органического синтеза с растворами соляной кислоты, соды, перманганата калия (марганец) и брома.

Каждый участник получает набор реактивов, с помощью которых необходимо определить какие вещества находятся в пронумерованных пробирках и изобразить их структурные формулы. Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, школьники отвечают на теоретические вопросы и составляют план работы.

Десятиклассники разгадывали «химический шифр»: с помощью имеющихся реактивов и оборудования надо было установить, раствор какого соединения находится в каждой из пробирок; затем, пользуясь таблицей для дешифровки, разгадать кодовое слово и из него составить анаграммы, представляющие собой химические термины.

В девятом классе предлагалось определить общую щелочность образца воды методом титрования.

Экспериментальный тур отличается от теоретического еще и тем, что баллы за него участнику выставляют сразу.

Чтобы студенты не ходили по коридорам и не отвлекали участников олимпиады (лаборатории находятся в учебных корпусах университета), в коридорах дежурили военные. Как потом выяснилось порядок обеспечивали студенты военной кафедры.

По окончании эксперимента школьникам подарили футболки университета и показали презентацию об известных ученых-химиках, которые учились и работали в стенах КНИТУ.

Выходя из лабораторий участники обсуждали задания и делились впечатлениями.

После обеда школьники отправились на показ работ. Те, кто был не согласен с выставленными баллами, могли пообщаться с авторами задач и выяснить все спорные моменты. Некоторым удалось отвоевать более десяти баллов! А ведь счет идет на десятые.

Можно считать, что соревнование на этом завершилось. Остается только ждать окончательных результатов и наслаждаться красотами Казани. У ребят еще целых два дня экскурсий.

6 апреля. Химия под звуки оркестра

Второй день соревнований начался уже привычным ранним подъемом. Сразу после завтрака школьники отправились на второй теоретический тур олимпиады в К(П)ФУ.

Правила второго тура немного отличаются от правил первого, неизменной остаётся длительность – пять часов. Здесь участники должны сами выбирать задания. Всем классам надо решить по 4 задачи. Отличается только количество разделов.

Девятиклассники выбирают из двух разделов – «Неорганическая химия» и «Физическая химия» . В десятом классе добавляется «Органическая химия». Одиннадцатый класс решает по одной задаче из четырех разделов. Кроме вышеупомянутых добавляется «Химия и жизнь». Сложность второго тура заключается в том, что школьник сам должен выбрать посильные ему задания. Участники в сопровождении волонтеров отправляются в аудитории.

Для руководителей в программе предусмотрена экскурсия по улице Баумана — это не просто пешеходная улица в историческом центре города, но еще и одна из самых старых улиц Казани. Обилием сувенирных лавок напоминает московский Арбат. Правда организаторы объявили, что они всех проводят, а гулять  руководители команд будут без сопровождения. Повезло хотя бы, что погода, наконец-то, установилась солнечная и относительно теплая.

Руководители московской команды отправились осматривать местные достопримечательности. Сначала прошли по улице Баумана, сфотографировались с памятником знаменитому Казанскому коту и бросили ему монетки, по поводу этой приметы выяснить ничего конкретного не удалось, но весь постамент усыпан мелкими монетами. Посетили рынок, ожидая увидеть колоритный восточный базар. Но торговые ряды не оправдал надежд – товар такой же, как и везде. Затем отправились кормить уток на канал Булак, дошли до Кремля, а потом прокатились на метро. Станции очень красивые, оформлены национальными орнаментами и мозаиками, но почему-то очень темные.

Проезд оплачивается смарт-жетонами. На вид обычный пластиковый кружок синего цвета, похожий на монету. На одной стороне теснение «1000 лет Казани», на обороте — логотип предприятия «Метроэлектротранс». На самом деле жетон содержит внутри специальный электронный чип.

Но вот второй тур заканчивается, и в фойе университета спускаются московские участники. В целом ребята довольны выступлением. Считают, что второй тур решили лучше, и задания были интереснее.

После обеда руководители отправились на очередное собрание. Третий тур будет проводиться в лабораториях КНИТУ в нескольких корпусах  Организаторы рассказали о том, как распределят участников.

Вечером все были приглашены на гала-концерт VII Международного фестиваля «Классическая гитара» в ГБКЗ имени С. Сайдашева. В программе были выступления гитаристов из Китая, Дагестана Тулы и Казани в сопровождении оркестра. Часть ребят из московской команды настолько устали, что остались в Деревне Универсиады отдыхать и готовиться к следующему экспериментальному туру.

Олимпиадники народ неординарный: даже перед концертом, в окружении изысканных мраморных лестниц и парапетов, залитых ярким светом роскошных люстр, среди бюстов великих композиторов ребята продолжают готовиться к очередному соревнованию. Они не теряют ни минуты – ставки слишком высоки. Получить диплом всероссийской олимпиады не только престижно и почетно, он еще и перспективно: победители и призеры могут поступить в любой профильный вуз без экзаменов. Некоторые коротают время, собирая «Кубик Рубика» - отдыхать и расслабляться тоже надо.

Но вот звучит третий звонок, школьники занимают места и погружаются в удивительный мир звуков: переборы гитар, густой голос контрабаса, и нежные переливы скрипки.

Ребята остались очень довольны концертом. По дороге домой делятся впечатлениями, обсуждают музыкантов. Саша Галахова: «Мне все очень понравилось. Я готова слушать еще и еще. Я просто очень люблю музыку. Я закрыла глаза и всё было прекрасно. Мне кажется, когда слушаешь с закрытыми глазами, музыка становится объемной, она звучит отовсюду: и сверху, и снизу. А когда открываешь глаза, звук становится плоским».

Концерт закончился довольно поздно и все быстро разошлись отдыхать. Впереди самый сложный экспериментальный тур.

5 апреля. Первый шаг на пути к победе

Раннее утро. В холле Международного информационного центра Универсиады в ожидании автобуса толпятся школьники. Как ни странно нет привычного для такого скопления детей оживления. Все сосредоточенны и собраны. Сегодня на олимпиаде первый соревновательный день. Только небольшая группа московских ребят громко смеется – пытаются вспомнить сколько во Франции было Людовиков и каких королей было восемнадцать. Какая связь с химией? Да никакой, видимо таким образом ребята пытаются расслабиться и отвлечься – впереди ответственный теоретический тур.

Первый тур проходит в аудитории К(П)ФУ для девятых классов и научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского для десятых и одиннадцатых. В холле школьников встречают волонтеры и провожают в аудитории. В команде Москвы 5 девятиклассников, 16 десятиклассников и 20 учащихся выпускного класса. Среди них восемь девушек.

Пять часов и пять задач. Главное не забыть воду и шоколад – мозгу потребуется дополнительное питание, ведь работа предстоит большая и сложная. Темы самые разные: от неорганической химии в 9 классе и органической в 10-м до физической химии в 11-м. А ведь эти задания находятся уже на стыке двух наук.

Кому-то может показаться, что час на решение каждого задания это много.  На самом деле время пролетает неимоверно быстро. Мало кто сдает работу раньше.

В аудиториях и коридорах дежурят волонтеры, которые сопровождают ребят, если кому-то потребовалась передышка. Вообще, ни одно подобное мероприятие не обходится без помощи студентов-волонтеров. Они помогают сориентироваться, отвечают на вопросы, сопровождают команды в автобусах.

Мерзоянов Эльдар, волонтер: «Меня пригласили буквально за день до олимпиады. Я немножко подумал, поколебался, но все-таки решил поучаствовать. Вчера помогал во время открытия олимпиады, потом помогал с подготовкой аудиторий и работ. Все работы привозят в запечатанных коробках. Наша задача всё распаковать, пересчитать, проверить, чтобы не было брака. Если в работе обнаружится брак, то ее надо заменить. Для этого предусмотрены дополнительные комплекты. Для каждого класса необходимо подготовить работы, черновики, справочные материалы. В аудиториях мы смотрели, чтобы под столами не было шпаргалок, чтобы у всех было нормальное рабочее место. Сейчас слежу за порядком. Всего на олимпиаде задействовано около 10 человек и есть еще несколько ребят в резерве. Раньше я сам был участником олимпиады и мне интересно было посмотреть всё изнутри».

Пока ребята размышляют в поисках ответов, руководители команды отправляются на встречу с председателем жюри, деканом химического факультета МГУ, академиком РАН, профессором, доктором химических наук Валерием Васильевичем Луниным.

По окончании тура школьники не торопятся расходиться по автобусам, делятся впечатлениями с коллегами и преподавателями. По поводу заданий мнения разделились: кому-то было слишком легко, а кто-то наоборот не ожидал таких сложных задач.

Десятиклассники остались недовольны тем, что задания были слишком простыми. Первая задача очень похожа на ту, которая была на региональном этапе. Да и весь тур по словам школьников оказался проще, чем они ожидали. По подсчетам одного из участников, у него должно быть около 95 баллов из ста возможных за первый тур. Он переживает, что конкуренты тоже могли всё решить и набрать не меньше баллов. Обсуждение заданий продолжается даже в автобусе.

После обеда с командой работают психологи Андрей и Вика. Ребята собираются в холле, обсуждают прошедший день, делятся впечатлениями. Практически все высоко оценили условия проживания и питания. Олимпиада, по их мнению, проходит на достаточно хорошем уровне. Есть определенные организационные сбои, но они минимальны и вполне объяснимы, учитывая масштаб мероприятия. Затем психологи просят всех пройти анкетирование и пару тестов.

После ужина организаторы предложили участникам просмотр кинофильма, но большинство ребят разошлись по комнатам готовиться: им предстоит еще один теоретический тур с выбором задач. Но об этом расскажем завтра.

4 апреля. Казань встречает юных Менделеевых со всей России

Столица Татарстана снова принимает олимпиадников – победители региональных этапов всероссийской олимпиады по химии съехались сюда со всех уголков страны.

Команда Москвы прибыла одной из первых. Участников поселили в Деревне Универсиады. Столицу на соревновании представляет 41 школьник.

В первый день состоялась церемония открытия. Участников приветствовали официальные лица, с художественными номерами выступили местные творческие коллективы. Затем школьники вернулись в Деревню Универсиады на ужин. Здесь руководителя московской команды А. Белова ждал небольшой сюрприз: к нему подошли представители Самарской области и попросили разрешения с ним сфотографироваться. Выяснилось, что ребята являются поклонниками его интернет-курсов по химии и регулярно по ним занимаются. Затем подходили еще несколько руководителей региональных делегаций со словами восхищения и благодарности за такие замечательные лекции.

После ужина руководители московской команды отправились на собрание. Там вместе с другими делегациями они обсудили программу соревнования, которая включает не только решение задач и проведение экспериментов, но еще экскурсии и культурно-развлекательную программу.

А школьники разошлись по своим номерам. Завтра их ждет напряженный день – первый теоретический тур олимпиады. В отличие от других предметов, финал химической олимпиады проводится в три тура. Первые два теоретические, третий экспериментальный.

Пожелаем удачи всем участникам!


Всю информацию о выступлении команды Москвы читайте на специальной страничке.



Поделиться